Руководство по ремонту и эксплуатации ВАЗ-2107



Эксплуатация     Двигатель      Транмиссия     Ходовая     Рулевое     Тормоза     Электрооборудование     Кузов
 
 

 

Общепознавательный материал

Скорость и безопасность



В 1976 году в нашей стране впервые были введены общие ограничения скоростей на автомобильных дорогах. За прошедшее время специалисты на практике убедились в целесообразности и эффективности этой меры для повышения безопасности движения. Но одно дело специалисты, другое — сами водители. Наблюдения показывают, что примерно 20% их постоянно нарушают ограничения, причем на некоторых дорогах даже больше — до 30%. Что же не устраивает водителей? Почему они идут на пренебрежение Правилами и сознательно ли делают это? Может быть, так выражают свое несогласие с действующими скоростными ограничениями, и если да, то почему?

В поисках ответа на все эти вопросы и была опубликована в журнале «За рулем», анкета «Скорость и безопасность», подготовленная ВНИИБД МВД СССР. Откликнулись на нее более 8000 читателей, и всем им мы благодарны за участие в нашей работе.

Показательно, что профессионалы и любители одинаково заинтересованно отнеслись к анкете: от тех и других ответов пришло практически поровну. Среди них люди всех возрастов, самого разного водительского стажа и, можно сказать, из всех регионов страны. Наиболее активными оказались, видимо, самые зрелые читатели: в возрасте от 40 до 60 лет и со стажем практической езды более 10 лет. В общем, разговор получился откровенный, представительный и вполне компетентный. Нам кажется, есть смысл познакомиться сегодня с некоторыми результатами анкетирования.

Планируя опрос, мы прежде всего хотели выяснить, как в принципе относятся водители к ограничению скорости. Так вот, 98% ответивших на анкету считают такие ограничения эффективной и необходимой мерой в борьбе с авариями. Приятное единодушие. Однако, анализируя ответы на остальные вопросы, приходишь к выводу, что у многих, как говорится, слова расходятся с делами. «Соблюдаете ли вы установленные на загородных дорогах пределы ограничения скоростей?» Выяснилось, что 15,8% — всегда, 71,7% —- большей частью, 11,4% — редко, а вот 1,1% никогда не придерживаются установленных ограничений. Итак, 12,5% водителей, оказывается, постоянно нарушают скоростной режим, между тем, судя по ответам на первый вопрос, можно было ждать, что таких будет лишь 2%. Но все равно подавляющее большинство — 87,5% согласны с принятыми в стране ограничениями скорости и, как они заявляют, придерживаются их в своей практической деятельности за рулем. На наш взгляд, для тех, кто еще нарушает скоростной режим, мнение большинства — повод для пересмотра своего подхода к одному из важнейших требований Правил. И лучше сделать это по зрелому размышлению, не дожидвясь появления собственного печального опыта: ведь, как свидетельствует статистика, каждое третье дорожно-транспортное происшествие по вине водителя начинается с превышения скорости. Кроме того, именно атн аварии сопровождаются наиболее тяжкими последствиями. «Случается ля вам превышать принятые ограничения скоростей движения н по каким причинам?» — ответы на этот вопрос дополнили и уточнили складывающуюся картину. Какие же причины побуждают водителей ездить быстрее, чем это разрешают Правила? Выяснялось, что 26,5% опрошенных превышают скорость при обгонах; 7,7% — когда куда-то опаздывают; 64,4% — в тех случаях, когда установленные ограничения, по их мнению, занижены и дорожные условия позволяют ехать с более высокими скоростями; 6,1% опрошенных просто нарушают Правила, надеясь, что это останется незамеченным. В какой-то степени можно понять лишь тех, кто позволяет себе нарушение, чтобы поскорее завершить обг.он. Понять, но не оправдать, так как в этих случаях надо приступать к маневру, только тщательно и точно оценив сложившуюся ситуацию, чтобы потом не приходилось заканчивать его на грани риска.

Итак, начав с внушающих оптимизм 98% участников анкетирования, которые считают действующие ограничения эффективной и полезной ыерой по снижению аварийности на транспорте, а также с 87,6% тех, кто, по их собственным словам, соблюдает установленные пределы скорости всегда или большей частью, мы пришли к тому, что более половины ответивших на анкету, к сожалению, считают возможным самостоятельно решать вопрос о правомерности установленных ограничений (конечно, когда подобная самодеятельность не грозит встречей с инспектором ГАИ).

Теперь интересно будет посмотреть, что же не устраивает наших корреспондентов в действующих, сегодня скоростных ограничениях и какие лимиты они считали бы действительно необходимыми.

Примерно 2/8 опрошенных водителей-профессионалов и любителей — опять же показательное единодушие — согласны с действующими ограничениями для легковых автомобилей и около половины не возражают против существующих лимитов для грузовиков и мотоциклов. Следовательно, подавляющее большинство тех, кто сидит за рулем, в принципе полностью устраивают нормы Правил, определяющие скоростной режим на наших дорогах, и хотелось бы только пожелать всем более четко придерживаться их на практике — это избавило бы нас от многих неприятностей. Но немало оказалось и тех, кто хочет ездить быстрее.

Около четверти опрошенных считают возможным поднять предел скорости для легковых автомобилей до 100 км/ч, а для грузовых — до 80 км/ч. Это предложение в определенной степени совпадает с мнением специалистов — на ряде дорог с разделительной полосой в летний период посредством дорожных знаков уже сегодня устанавливается именно такой режим движения. В частности, на автотрассах Москва — Загорск, Вильнюс — Каунас, Рига — Юрмала, на некоторых других.

Против всяких ограничений только около 1,6% водителей. Эта цифра отражает, на наш взгляд, неизбежное присутствие в водительской среде незначительного числа людей, еще просто не осознавших, что скорость — не только одна из самых важных характеристик автомобильного движения, но и самая опасная.

Гораздо больше опрошенных высказывается за повышение скоростного лимита для мотоциклистов. Что сказать по этому поводу? Практика показывает, что 70 км/ч — в большинстве случаев оптимальная скорость для этих участников движения. Здесь, вероятно, стоит напомнить, что доля мотоциклистов в статистике ДТП чрезвычайно высока, несмотря на то, что ездовой сезон у большинства из них ограничен. Кроме того, аварии с их участием отличаются крайне тяжелыми последствиями, а причина их во многих случаях — именно превышение установленных пределов скоростей. В то же время нельзя не согласиться с тем, что технические характеристики ряда современных моделей мотоциклов ив увязаны с этим лимитом, и это необходимо учитывать специалистам по организации движения.

Итак, предварительное изучение ответов , на анкету дает основание для вывода о том, что большинство водителей поддерживают действующую у нас в стране систему регулирования скоростного режима на автомобильных дорогах. При этом существует довольно распространенное мнение, что она может быть более гибкой и точнее отражать какие-то конкретно сложившиеся условия. С этим нельзя не согласиться, так как еще встречаются случаи, когда организаторы движения в целях избавиться от аварий на каком-то участке вместо выявления причин и их устранения просто вводят ограничения, да еще со значительным «запасом». Однако эти отдельные случаи не должны становиться поводом для недоверия к знакам ограничения скорости вообще. В целом они устанавливаются продуманно и предотвращают опасные ситуации, ведь службы организации движения всегда лучше знают свой участок дороги, а водители могут просто не подозревать о каких-то ожидающих их осложнениях, которые при беглом взгляде не всегда и заметны. Это, конечно, не значит, что заказаны вопросы и предложения в адрес ГАИ. Кто же откажется обсудить резонные соображения? Но, еще раз напоминаем, решение вопросов организации движения — в компетенции только соответствующих органов.

В. НОВИЗЕНЦЕВ Б. ВАВАРОВ, кандидаты технических наук










Запуск двигателя
Езда на автомобиле
Угол опережения зажигания
Уход за автомобилем
Правильное хранение
Техобслуживание
ВАЗ-2107 - авто без проблем ?
Если плохо тормозит
Перегрев двигателя
Впрыск на "классике"
Как проверить сцепление
Прицеп
О механических противоугонках
Об отечественных шинах
Об алюминиевых дисках
Переделанный кран отопителя
Опрокидыватель автомобиля
Интервью с техдиректором ВАЗа







   руководство по ремонту -
  -  своими руками