Руководство по ремонту и эксплуатации ВАЗ-2107



Эксплуатация     Двигатель      Транмиссия     Ходовая     Рулевое     Тормоза     Электрооборудование     Кузов
 
 

Шины для легковых автомобилей

Необходимое сцепление с дорогой шин, предназначаемых для современных легковых автомобилей, получают при помощи нанесения на рисунок протектора змеевидных канавок. Несколько типов современных легковых автомобильных покрышек показаны на рис. 44—49.

На рис. 44 показана шина с шестью змеевидными канавками. Необходимое сцепление при езде по мокрой поверхности этой шине обеспечивают многочисленные щели и ламели, которые острыми

краями прорезают водную пленку. Обводные змеевидные канавки предохраняют от скольжения. Чтобы под давлением или на поворотах они не закупоривались, их нередко укрепляют полукруглыми стабилизаторами. Рифленая поверхность бортов покрышки способствует ее охлаждению.

Для эксплуатации в особо сложных условиях весной, осенью и зимой на грязных и заснеженных дорогах, а особенно на покрытых льдом горных дорогах предназначены шины, показанные на рис. 47. Это так называемые шины М + S (Matsch + Schnee — грязь + снег), работающие, как стандартные шины с цепями противоскольжения. Четыре пояса открытых остроугольных выступов обеспечивают этим шинам плотное прилегание к поверхности. Три глубоких змеевидных обводных канавки облегчают поддержание заданного направления на дороге, особенно на дороге с размокшей поверхностью. Езду по заснеженным дорогам облегчают

бортовые ребра, действующие как лопатки или маленькие весла. Многочисленные узкие щели в выступах улучшают сцепление шин. Невысокая скорость езды на этих шинах обеспечивается неравномерностью расстановки выступов на протекторе.

В зимних условиях, особенно при эксплуатации на обледеневших дорогах, используются обычно шины, представленные на рис. 48. Протекторы этих шин снабжены шипами в количестве до 120, а иногда и до 150 штук. Эксплуатационные достоинства шин этого типа увеличиваются благодаря несимметричности рисунка протектора (рис. 49), наличию центральной обводной канавки, которая помогает водителю удерживать взятое им направление, грубого рисунка типа М + S с одной стороны канавки, облегчающего езду по грязи и снегу, и мелкого детализованного рисунка протектора с другой стороны канавки, играющего главную роль при езде по сухим и твердым дорогам. Шип представляет собой нагель из сцементированного карбида, оправленный сталью, бронзой или пластиком (рис. 50).

Рис. 50. Шипы покрышки

Шипованные шины вызывают ускоренное разрушение поверхности дороги, поэтому в некоторых странах введено ограничение скорости для автомашин, обладающих этими шинами, в других намерены вообще запретить ими пользоваться [7—10].

Эти ограничения вынуждают производителей шин интенсивно работать над конструкциями шин без шипов, предназначенных для эксплуатации в зимних условиях [16, 18, 19, 21]. Уже сейчас можно определить основные направления этих разработок. В первую очередь сюда можно отнести стремление найти такой рисунок протектора, который бы обеспечил удовлетворительное сцепление с заснеженными или покрытыми льдом дорогами. Параллельно ведется поиск резины с таким составом, который бы также обеспечил максимальную адгезию.

Таблица 18

Эксплуатационные данные покрышек продукции ПНР по каталогу «Стомиль» (1974 г.)

Марка автомашины

Типоразмер покрышек

Обод

Номинальное давление в шинах, МПа

Передние колеса

Задние колеса

ФИАТ 125р

165SB-13/4PR 165SR-13/4PR

4V2JX 13

0,14/0,15

0,16/0,18

5,60S-13/4PR 165-13/4PR

0,15/0,17

0,16/0,20

ФИАТ 125р Комби

175SR-13/4PR

5JX13

0,17

0,22/0,25

«Сирена 104»

5,60-15/4PR 155-15/4PR

4JX15 4V2JX 15

0,16

0,16

«Варшава 223»

6,40-15/6PR

4V2KX 15

0,17

0,18

«Варшава 224»

5KX15

«Варшава 223К»

6,70-15/6PR

4V2KX 15

0,17

0,25

«Варшава 224К-Комби»

6,70-15/6PR

5KX15

«Варшава пикап»

6,70-15/6PK 6J0-15/6PR

4V2KX 15 5KX15

0,17

0,25

«Застава 750»

5,20-12/4PR

3,50X 12

0,1

0,16

ФИАТ 600

5,20-12/4PR

«Трабант 600»

5,20-13/4PR

3VaJX 13

0,16

0,16

«Трабант 601»

5,60-13/4PK

4JX13

«Шкода MB 1000»

155-14/4PR

4JX14

0,13

0,15

«Шкода S 100»

5,60-14/4PR

«Шкода L 100»

5,90-14/4PR

«Москвич 402»; «Москвич 403»; «Москвич 407»

5,60-15/4

4JX15

0,17

0,17

5,60-15/4

4V2JX 15

5,90-15/4

«Москвич 408»

6,00-13/4PR

4JX13

0,17

0,17

«Москвич 412»

5,90-13/4PR

4V2JX 13

165-13/4PR

«Фольксваген 1200»; «Фольксваген 1500»

5,60-15/4PR

4JX15

0,12

0,18

155B-15/4PR

41/2JX 15

5,60-15/4PR

«Вартбург 900»

5,60-15/4PR

4JX15

0,15/0,16

0,15/0,17

155-15/4PR 5,60-15/4 PR

4V2JX 15

«Вартбург 1000-312»

6.00-13/4PR

4JX13

0,15/0,16

0,15/0,17

«Вартбург 100-353»

5,90-13/4PR 165-13/4PR 165SB-13/4PR 5,60S-13/4PR

4VaJX 13

«Волга ГАЗ-21»

6,70-15/4PR

4V2KX 15

0,17

0,17

«Волга ГАЗ-24»

7,00-14/6 7,35-14/6

5JX 14

Некоторые фирмы в качестве наполнителя для резины протектора используют зернистые материалы, которые во время езды выкрашиваются, причем на поверхности беговой дорожки протектора образуется множество мелких углублений, работающих, как присоски. Другие фирмы вводят в резину протектора стальной корд специальной конструкции в виде торчащих шпеньков определенной длины. Их концы повышают сцепление при езде по обледеневшей поверхности дороги. Конструкторы не отказываются также от усилий, направленных на модификацию шипов, с целью уменьшить их деструктивное воздействие на дорогу. Независимо от этих и других начинаний, связанных с собственно конструкцией шины, ведутся исследования, задачей которых является повышение сопротивления самой поверхности дороги воздействию шипо-ваыых шин,

У шин легковых автомобилей обычно бывает четырехслойный каркас (4 PR), реже — шестислойный (6 PR). Они рассчитаны на эксплуатацию под давлением 0,12—0,25 МПа. Характеристика шин для легковых автомобилей, фургонов и микробусов приводится в нормативах PN и в фирменных проспектах. Эксплуатационные данные шин отечественного производства в некоторых типах легковых автомобилей приведены в табл. 18.

При конструировании шин для легковых автомобилей наблюдается тенденция к уменьшению показателя профиля: его значение снизилось за последние полтора десятка лет с 1,1 до 0,70 и даже до 0,60. Это происходило параллельно с вытеснением диагональных покрышек опоясанными, а последних, в свою очередь, радиальными: камерными и бескамерными.

Ведутся также исследования по разработке бескаркасных покрышек, причем самые большие надежды связываются с применением специальных типов полиуретановых эластомеров.


Запуск двигателя
Езда на автомобиле
Угол опережения зажигания
Уход за автомобилем
Правильное хранение
Техобслуживание
ВАЗ-2107 - авто без проблем ?
Если плохо тормозит
Перегрев двигателя
Впрыск на "классике"
Как проверить сцепление
Прицеп
О механических противоугонках
Об отечественных шинах
Об алюминиевых дисках
Переделанный кран отопителя
Опрокидыватель автомобиля
Интервью с техдиректором ВАЗа







   руководство по ремонту -
  -  своими руками