Руководство по ремонту и эксплуатации ВАЗ-2107



Эксплуатация     Двигатель      Транмиссия     Ходовая     Рулевое     Тормоза     Электрооборудование     Кузов
 
 

Опрокидыватели




Владельцы автомобилен знают, как неудобно выполнять любую работу со стороны днища, не положив машину на бок. Для тех, кто самостоятельно обслуживает автомобиль, промышленность выпускает специальные опрокидыватели разных конструкций. Ассортимент этих изделий меняется, создаются новые типы опрокидывателей, ужесточаются требования безопасности к ним. О том, что сегодня могут приобрести автолюбители для индивидуального и коллективного пользования, рассказывают инженеры Р. ПОПРЖЕДЗИНСКИЙ и Л. МАКСИМОВ.

Опрокидыватели относятся к числу долговременных автопринадлежностей. Покупают их чаще для коллективного пользования, и, может быть, это отчасти определяло то, что до недавнего времени конструкция опрокидывателей была проста и рассчитана на подъем и поворот машины усилием пяти-шести человек.

После вступления в силу Государственного стандарта 12.2.027—77 «Оборудование для технического обслуживания и ремонта автомобилей. Требования безопасности» нормы, которым должен отвечать опрокидыватель, изменились. Теперь обязателен подъем автомобиля только механическим устройством, усилие на приводе которого не превышает 15 кгс (150 Н). Это значит, что работать с машиной может один человек. Еще одно условие, которому должен соответствовать подъемный механизм, — надежная фиксация поднимаемого автомобиля на любой высоте в пределах допустимого угла опрокидывания.

Новые требования к привычному приспособлению объединили в нем как бы два самостоятельных механизма: собственно опрокидыватель, позволяющий повернуть машину на большой угол относительно продольной оси или параллельной ей опоры, и подъемник. Это обстоятельство надо учесть тем, кто пользуется опрокидывателями старой конструкции, и оснастить их соответствующими механизмами.

Опрокидыватели, отвечающие современным требованиям, охарактеризованы в таблице. Здесь есть устройства, выполненные по трем конструктивным схемам: с подъемом одной стороны машины (I), с перекатыванием ее по опорам, закрепленным на всех четырех колесах (II), п с вращением предварительно поднятой на двух стойках машины вокруг центра тяжести (III). Все три схемы опрокидывателей показаны на рис. 1. Первая схема (рис. 1, а и б) — самая популярная. Она предусматривает поворот вокруг покрышек, опирающихся на землю с одной стороны автомобиля, или вокруг осей двух опор, установленных вместо колес. По такой схеме без демонтажа колес работают опрокидыватели ПА-45 и НАМИ-110, а с опорами, закрепленными на ступицах, — ОПР600А, НАМИ-95 (рис. 2) и НАМИ-131 (рис. 3).

опрокидыватель автомобиля

Рис. 1. Конструктивные схемы опрокидывателей: а — схема I с подъемом одной стороны автомобиля; б — схема I с одновременным подъемом и смещением машины а в сторону поднимаемой стороны; в — схема II с перекатыванием автомобили на опорах: г — схема III с вращением предварительно поднятой на двух стойках машины вокруг продольной оси, проходящей через центр тяжести.

Оригинальная конструкция опорных площадок у НАМИ131 позволяет не только поворачивать автомобиль при подъеме, но и перемещать его в направлении поднимаемой стороны. Идея этих опорных площадок заимствована из конструкции опрокидывателя, о котором «За рулем» рассказал в июльском номере 1979 года. В новом исполнении площадки получили резиновые упругие элементы, исключающие самопроизвольное поворачивание автомобиля, делающие его контролируемым и зависящим только от работы подъемного механизма, то есть домкрата.

Лишь один опрокидыватель , выполненный по схеме I, приводится в действие встроенной ручной лебедкой. В остальных конструкциях подъем осуществляется штатным домкратом от «Жигулей». Подъемные механизмы у всех опрокидывателей этой схемы примерно одинаковы и состоят из такого набора деталей: стойка, по которой перемещаются каретка с домкратом и подвижный конец поперечины; поперечина, шарнирно связанная со штангой, которая соединяет опорные площадки или колесные упоры, и страховочные тяги или тросы, исключающие возможность случайного перемещения стойки во время подъема автомобиля.

Чтобы установить автомобиль на опоры опрокидывателя, сделанного по схеме II (рис. 1,в), его также потребуется немного поднять над землей. Это делают обычным автомобильным домкратом. Смысл подъема заключается в максимальном сближении центра тяжести машины и центра поворота опрокидывателя, чтобы с перекатыванием ее на опорах конструкции НАМИ-79М или ТН-12 мог справиться один человек.

Рис. 2. Опрокидыватель НАМИ-95: 1 — опорная площадка; 2 — штанга; 3 — страховочная тяга; 4 — стойка подъемника; 5 — поперечина; 6 — домкрат с кареткой; 7 — опора поперечины.

По схеме III выпускается пока один тип опрокидывателя. Это П0-0192 '(рис. 4), изготовляемый на опытном заводе экспериментально - конструкторского и технологического института автомобильной промышленности. В этой схеме к автомобилю прикрепляют вместо бамперов специальные кронштейны, за которые поднимают его на двух винтовых стойках-подъемниках. На высоте 850 мм от пола машину можно легко повернуть на угол до 90°.

Следует отметить одно обстоятельство, которое озадачит кого-то из автолюбителей, впервые пользующихся подъемником-опрокидывателем ПО0192. У висящего на подъемнике автомобиля может произойти деформация кузова в пределах его упругости, и двери заклинятся в проемах. Вреда машине при этом не будет никакого, и все вернется на свои места, как только она встанет на колеса.

Из всех перечисленных в таблице опрокидывателей, четыре — НАМИ-131, НАМИ79М, ТН-12, П0-0192 позволяют опрокинуть машину на небольшой рабочей площади, что особенно привлекательно для тех, кто работает в своем гараже или в специальном боксе кооператива. Обслуживание и ремонт автомобилей с применением опрокидывателей требуют большой осторожности и соблюдения определенных правил техники безопасности. Прежде всего для работы выбирают ровную горизонтальную площадку с твердым покрытием или, в крайнем случае, с сухим уплотненным грунтом.

Рис. 3. Опрокидыватель НАМИ-131 с оригинальными опорными площадками и страховочными тросами вместо тяги.

Желательно, чтобы площадка была закрыта от случайных порывов сильного ветра': стоящий на двух опорах автомобиль имеет намного большую площадь парусности, чем обычно, и сильный порыв ветра может повалить его.

Для опрокидывания автомобиль должен быть специально подготовлен. Салон и багажник освобождают от всех свободно лежащих там предметов, снимают аккумулятор и принимают меры к тому, чтобы исключить вытекание топлива из бака, масла из агрегатов и тормозной жидкости из бачков. Поднятый на опрокидывателе автомобиль страхуют от падения дополнительным упором.

О безопасности надо помнить с самых первых операций по установке машины на опорные площадки опрокидывателя. Прежде чем будут сняты колеса, машина должна быть заторможена стояночным тормозом, в коробке включена низшая передача, а под колесами, остающимися пока на земле, должны быть специальные упоры-клинья. Именно упоры, а не случайные кирпичи, камни или палки.

Рис. 4. Подъемник-опрокидыватель ГЮ-0192 о работе.

И, конечно же, нельзя забывать о мерах противопожарной безопасности, так как зачастую антикоррозионные мастики разводят до необходимой вязкости бензином или другими легковоспламеняющимися жидкостями. Огнетушитель при этом не должен оставаться в повернутой на бок машине, а о таких вещах, как сигареты и спички, на время работы надо забыть или курить подальше от машины в специально отведенном месте. Хорошо, если кроме огнетушителя рядом будет находиться емкость с сухим песком и лопата.

Производство опрокидывателей постоянно растет, они поступают в торговую сеть. В случае необходимости справки о наличии их в продаже можно получить в местных управлениях торговли, имеющих постоянную связь с оптовыми базами. Ни заводы, выпускающие опрокидыватели, ни редакция сведениями о распределении этих изделий по магазинам не располагают.

 









Запуск двигателя
Езда на автомобиле
Угол опережения зажигания
Уход за автомобилем
Правильное хранение
Техобслуживание
ВАЗ-2107 - авто без проблем ?
Если плохо тормозит
Перегрев двигателя
Впрыск на "классике"
Как проверить сцепление
Прицеп
О механических противоугонках
Об отечественных шинах
Об алюминиевых дисках
Переделанный кран отопителя
Опрокидыватель автомобиля
Интервью с техдиректором ВАЗа







   руководство по ремонту -
  -  своими руками