Руководство по ремонту и эксплуатации ВАЗ-2107



Эксплуатация     Двигатель      Транмиссия     Ходовая     Рулевое     Тормоза     Электрооборудование     Кузов
 
 

Шины




Ассортимент отечественных шин трудно назвать очень богатым. Но он вполне достаточен для того, чтобы автолюбители теряли ориентировку и путались а марках, обозначениях и технических особенностях покрышек. Помочь нашим читателям взялся Ю. Левин, заведующий лабораторией НИИ шинной промышленности.

По рисунку протектора легковые шины принято делить на следующие типы: дорожные, универсальные, зимние, а также повышенной проходимости. Однако сегодня грань между дорожным и универсальным рисункfми в значительной мере стерлась, и эти шины (в обиходе мы называем их "обычными") можно условно объединить в одну группу. Дальше речь пойдет именно о них, поскольку шины специального назначения заслуживают отдельного разговора.

Диагональные и радиальные

Основой покрышки является ее каркас, состоящий из одного или нескольких слоев специальной ткани. Нити в этой ткани могут располагаться либо перекрестно, под некоторым углом к средней линии протектора, либо радиально по отношению к оси вращения шины (при этом витки не пересекаются). Эта, казалось бы, небольшая разница имеет принципиальное значение, поскольку определяет многие важнейшие эксплуатационные особенности шины.

У радиальной шины внутреннее трение в каркасе во время движения по понятным причинам меньше. Отсюда следует уменьшение нагрева покрышки, снижение потерь мощности на качение колеса и, соответственно, некоторая экономия топлива. В то же время мягкий радиальный каркас легче повреждается при механических ударах, при этом повреждения для него более губительны, чем для диагонального каркаса. Однако решающим обстоятельством в этом противопоставлении является то, что в равных условиях эксплуатации и при одинаковых размерах самих покрышек пробег до полного износа у радиальных шин примерно в 1,7 раза больше, чем у диагональных. Этот факт опять-таки во многом предопределяется конструкцией. Если говорить упрощенно, более легкий радиальный каркас позволяет применить прочную и жесткую ленту, так называемый брекер, опоясывающий всю покрышку под протектором. Вследствие этого уменьшается микропроскальзывание элементов протектора в зоне контакта с дорожным полотном. Кроме того, наличие массивного брекера снижает склонность покрышки к уводу в сторону, когда на копесо действует боковая сила (например, при движении в повороте), иными словами - повышает устойчивость автомобиля и точность управления.

Кордная ткань, образующая брекер, может быть сделана из прочной синтетической нити (капрон и др.), а может - из специальной тонкой стальной проволоки. В последнем случае эксплуатационные показатели шины выше, поэтому в настоящее время металлокорд получил преимущественное распространение. Недостаток же его в том, что отклонения в производственной технологии или в качестве проволоки неизбежно приводят к ускоренному разрушению брекера в ходе эксплуатации.

"Серия 70" и "серия 80"

Профилем шины называют контур поперечного сечения покрышки, сидящей на колесном ободе. Ширина профиля - это наибольшее расстояние между внешними сторонами боковин, высота профиля - расстояние от посадочной полки обода до наружной поверхности протектора. Соотношение высоты и ширины профиля выражают в процентах, этот параметр обычно принимается близким к определенному стандартизованному значению. Так, например, употребительными являются величины 80 % ("серия 80", или низкопрофильные шины) и 70% ("серия 70", или сверхнизкопрофильные шины). Чем меньше указанное соотношение, тем лучше устойчивость и управляемость автомобиля на данных шинах, но тем больше вероятность повреждения покрышки при езде по плохим дорогам.

Камерные и бескамерные

Здесь вряд ли требуются особые пояснения, поскольку существо дела выражено в самих определениях. Шины, снабженные камерами, привычны и хорошо всем известны. Но будущее - за бескзмерными шинами, которые имеют ряд серьезных преимуществ. Вопервых, что очевидно, уменьшается материалоемкость, вес и себестоимость изделия. Во-вторых, что очень важно, бескамерная шина безопаснее, хотя, на первый взгляд, такое утверждение может показаться парадоксальным. Суть в том, что при проколе воздух из нее выходит медленнее, поскольку главный канал выхода воздуха из покрышки - вентильное отверстие в ободе - надежно заблокирован самим вентилем. Но у этой конструкции есть и свои минусы. Накачка бескамерной шины после монтажа затруднена, поскольку требует обильной подачи сжатого воздуха (ручным насосом в этом случае не обойтись). Кроме того, обод колеса обязан быть герметичным по сварному шву, а на каждой из его посадочных попок должен присутствовать кольцевой выступ, так называемый замп, который мешает сползанию борта при внезапном большом разрыве покрышки. То есть для бескамерной шины нужен специальный колесный диск.

Ассортимент шин

Отечественные легковые шины серийного производства, предназначенные для наиболее распространенных автомобилей, перечислены в таблице.

На конкретном примере рассмотрим маркировку шины. В индексе "165/80R13" содержатся следующие сведения: "165" - габаритная ширина профиля покрышки в миллиметрах; "80" - обозначение серии (соотношение высоты и ширины профиля в процентах). "R" - символ радиальной шины; "13" - диаметр посадочных попок обода в дюймах. Соответственно из индекса "6,15-13" следует "6,15" - ширина профиля покрышки в дюймах, что наряду с отсутствием обозначения серии и символа "R" указывает на диагональную конструкцию каркаса; "13" - посадочный диаметр в дюймах.

Радиальные шины моделей ИЯ-170 и Я-370 имеют текстильный брекер, остальные радиальные шины - металлокордный.

Гарантии изготовителей шин

Действующими государственными стандартами, а также "Правилами эксплуатации автомобильных шин" предусматривается следующая гарантийная наработка легковых шин по пробегу (в тыс. км): диагональные 6,15-13 27

диагональные других размеров 33

радиальные с текстильным брекером 40

радиальные с металлокордным брекером 44

Шины, вышедшие из строя по производственным дефектам при пробеге до 10 тыс. км безвозмездно обмениваются изготовителем на новые. Если пробег более 10 тыс. км, но менее гарантийной нормы, изготовитель оплачивает стоимость шины пропорционально километражу недопробега.

Таким образом, при необходимости потребитель предъявляет рекламации непосредственно заводу-изготовителю в письменном виде. На конверте достаточно указать почтовый индекс, город и наименование предприятия. Все эти сведения содержатся в таблице, которая будет опубликована в "АР" N 3. В ней нетрудно сориентироваться, припомнив товарный знак на покрышках своего автомобиля.









Запуск двигателя
Езда на автомобиле
Угол опережения зажигания
Уход за автомобилем
Правильное хранение
Техобслуживание
ВАЗ-2107 - авто без проблем ?
Если плохо тормозит
Перегрев двигателя
Впрыск на "классике"
Как проверить сцепление
Прицеп
О механических противоугонках
Об отечественных шинах
Об алюминиевых дисках
Переделанный кран отопителя
Опрокидыватель автомобиля
Интервью с техдиректором ВАЗа







   руководство по ремонту -
  -  своими руками