Руководство по ремонту и эксплуатации ВАЗ-2107



Эксплуатация     Двигатель      Транмиссия     Ходовая     Рулевое     Тормоза     Электрооборудование     Кузов
 
 

ВАЗ-2107 - автомобиль без проблем ?




Наши статьи, отчеты об испытаниях посвящеиы асе больше переднеприводным машинам. Что ж, многое в них пока, ново, да и перспективы производства ориентированы именно на такие модели. Однако «классики» все еще составляют больше половины продукции заводов (в 1989 году — 653,7 тысячи из 1 217,6] и рыночного фонда. А если учесть, что с ними связаны многолетние традиции, опыт и привычки наших автомобилистов, то вполне объясним интерес к хорошо знакомым, проверенным «жигулям» — в первую очередь при покупке автомобиля. Понимаем, что применительно к ней слово «выбора звучит сейчас почти издевкой — но все-таки каждый стремится приобрести наиболее подходящую с его точки зрения машину: сравнивает ее с другими, оценивает достоинства и недостатки. Оказалось, публикации последних лет мало чем могут в этом помочь, и мы решили восполнить этот пробел. Благо, один из редакторов журнала — В. АРКУША не так давно приобрел ВАЗ2107. Материал, который здесь предлагается, не отчет о редакционных испытаниях, а впечатления владельца.

Немало поездив на «жигулях» сначала «первой», потом «третьей» модели, я, честно говоря, стремился за руль более современного автомобиля — скажем, ВАЗ-2108. Однако среди коллег и просто знакомых мало кто поддерживал это намерение. Аргументы их были просты: «Старик, не морочь себе голову. Купишь «семерку» — горя знать не будешь!» Теперь, когда покупке без малого два года и на счетчике пробега двадцать три тысячи километров, могу подтвердить: это действительно так. Но прежде, чем коснуться тех неприятностей, которые все-таки были, попытаюсь последовательно оценить особенности машины с позиции своего опыта. Начну по порядку, с кузова.

Жить нам с этой машиной еще многие годы, поэтому вряд ли стоит делать акцент на том, что ее форма устарела. Но есть в ней уравновешенность и рациональность, кузов ладно скроен и крепко сшит — чего, увы, не скажешь по внешности «спутников». Навесные детали хорошо пригнаны, зазоры невелики и равномерны, замки (на новой машине) отрегулированы, но ручки у них менее удобны и более тугие, чем оригинальные фиатовские.

Правда, нисколько не жаль, что остались в прошлом претензии на престижность в виде многочисленных молдингов и хромированных рамок. Единственная на ВАЗ-2107 деталь такого рода — выступающая чуть вперед и вверх облицовка радиатора — тоже скорее дань американской моде 70-х годов, нежели признак родства с «Мерседесом».

Зато заслуживает добрых слов все, чем оснастили машину, превращая ее из «ноль третьей» в «ноль седьмую»: галогенные фары, значительно превосходящие (особенно на ближнем свете) прежнюю четырехфарную систему, крупные задние фонари с протиаотуманными секциями, гидрокорректор фар, бачок омывателей, увеличенный в расчете на очистку фар. Сам фароочиститель, однако, в деле так и не попробовал: не рискнул монтировать несъемные щетки на машину, ночующую во дворе.

Все перечисленные устройства не просто делают езду легче и комфортнее: каждое работает и на повышение безопасности. Правда, таким набором комплектуют не все машины, хотя мне досталась ближайшая из-под магазинного навеса. Не могу похвалить ремни: обычные, без инерционных катушек, а на фоне других причиндалов — просто примитивные.

Впечатления от интерьера — самые благоприятные. Он солиден и хорошо отделан. Передние сиденья удобны, высокие спинки служат гораздо лучшей опорой для тела, чем у «ноль третьей» или «ноль шестой», а массивность и достаточная жесткость подушек не позволяют продавить их так легко, как на «спутниках». Подголовники, выполненные заодно со спинкой, создают некоторые неудобства: пассажиры заднего сиденья ощущают стесненность, хуже обзорность, нет возможности устроить полноценные спальные места. Кто как, лично я быстро с этим примирился, да и мои пассажиры тоже. Пределы регулировок по расстоянию от руля и наклону спинки доста-

точны, но... Так уж, видно, скомпоновано (еще конструкторами ФИАТа) рабочее место водителя, что найти по-настоящему удобную позицию за рулем так и не смог: ноги всегда согнуты чуть больше, чем хотелось бы, а отодвинешься — приходится тянуться к рулю и совсем далеко — до рычага переключения передач. Словом (не улыбайтесь, скептики), такой гармонии, как за рулем «Москвича-2140», здесь не ощущаешь. Подчеркну: речь только о размерах и пропорциях.

О заднем сиденье скажу одно: случаев, когда его подушку пришлось снимать, чтобы освободить пространство для груза, было неожиданно много. И при каждом сетовал на примитивное, грубовато выполненное крепление подушки, явно не рассчитанное на сколько-нибудь частый ее демонтаж.

На ворсовый ковер пола постелил резиновые коврики-корытца. Их полезность очевидна, но многие считают: коль приходится защищать ковер, зачем он нужен вообще? Во-первых, он служит гораздо лучшей тепло- и шумоизоляцией, чем резиновый. Во-вторых, те части ковра, которые остаются незакрытыми, все же делают интерьер куда уютнее.

Примерно то же относится к обивке сидений. Опасения, что ткань истирается быстрее, чем кожзаменитель, преувеличены: она весьма износостойка и при желании можно пренебречь чехлами. (Ткань по-настоящему боится лишь пепла от сигарет, который ее расплавляет.) А кожзаменитель гораздо хуже пропускает воздух, и комфортабельность таких сидений даже с чехлами много ниже.

Панель приборов, на мой взгляд, лучшая из всех, что есть на отечественных автомобилях. Циферблаты под общим вогнутым стеклом превосходно читаются, этому не мешают отражения и блики. Контрольные лампы с удачно подобранными светофильтрами сгруппированы в столбик на самом видном месте — в середине комбинации приборов. Приятна мягкая зеленоватая подсветка, но реостат для ее регулировки оказался бесполезен: шкалы хорошо видны только при наибольшей яркости ламп.

Очень удобно (по диаметру, расположению спиц, упругости и фактуре поверхности) рулевое колесо с облицовкой из пенополиуретана. Нехитры, но практичны подрулевые переключатели, удобно расположены клавиши на консоли. А вот установленные на ней же часы, реостат освещения приборов, прикуриватель и контрольные лампы выглядят случайными соседями.

Маловат (особенно по сравнению с ранними моделями «жигулей») перчаточный ящик — такова плата за более разветвленную систему воздуховодов, проложенных внутри панели. Эффективность отопления и вентиляции достаточно высока, но вентилятор, особенно на повышенной скорости, работает весьма шумно. Не секрет и то, что регулировка подачи тепла в салон недостаточно плавная: воздух идет либо прохладный, либо чересчур горячий (особенность характеристики крана). Не ощутил особой пользы от заслонки, распределяющей

поток воздуха между лобовым и боковыми стеклами: ее рукоятка всегда установлена в среднем положении. Зато электрообогрев заднего стекла показал свою полезность не только в морозные, но и в дождливые, влажные дни — словом, едва ли не большую часть года. Не удивляюсь, что зарубежные фирмы уже ставят и ветровые стекла со встроенными обогревателями.

Кажется, все об условиях для водителя и пассажиров. Два слова о багажнике: весьма вместителен, но идеально удобным не назовешь — маловат угол, на который открывается крышка, и слишком велика (особенно для тяжелых предметов) погрузочная высота. Конечно, пока по этим параметрам конкурентов нет, но ведь вскоре они появятся.

Перейду к тому, что определяет ездовые качества. Двигатель — наш старый знакомый, BA3-2103. Когда-то, подходя с мерками «Москвича-408» и почти не имевшего шумоиэоляции «412-го», его считали тихим. Сегодня я оценил бы мотор как умеренно шумный на малых и средних оборотах и просто «громкий» при интенсивном разгоне. Да и nb приемистости он уступает новому, ВАЗ21083. Но нет худа без добра: в «семерке» вы избавлены от неприятных вибраций кузова на холостых оборотах и при троганье, которыми печально известны «восьмые» и «девятые».

Правда, есть другой источник шума и вибраций — электрический вентилятор охлаждения двигателя, при работе которого автомобиль, что называется, пробирает дрожь. Поскольку пробки на столичных улицах — явление повседневное, она ощущается то и дело.

Холодов, которые дали бы повод говорить о пусковых качествах, в эти зимы не было. Однако даже при небольшом морозе двигатель запускался и некоторое время работал на трех цилиндрах — из-за дефектной свечи.

Работа сцепления нареканий не вызывает, а вот в коробке передач при быстром переключении слышны «пробои» синхронизаторов — попросту, вторая и четвертая включаются с треском. Чуть увеличив интервал, пробоев легко избежать, поэтому связываться с переборкой коробки не стал. Не порадовало и то, что передачи включаются туговато и фиксируются не так четко, как на «жигулях» прежних лет.

Увы, по сравнению с прежними годами изменились не только машины — много хуже стали улицы и дороги. Глядя на столичные «проселки», поневоле усомнишься: какие же подвески, колеса, шины могут их выдержать! (Не говорю уж о настоящих проселках.) Оказалось, обычные «жигулевские» вполне справляются. Лишь однажды (все ямы не объедешь!) довольно сильно погнул закраину обода. Шины МИ-16 бобруйского производства изнашиваются в нормальном темпе и пока (кроме неизбежных проколов) не доставляют хлопот.

Что касается рулевого управления, к нему две серьезные претензии не эксплуатационного, а принципиального характера. Во-первых, велик радиус поворота, а места для маневра в городе становится все меньше. Во-вторых, величина усилия на рулевом колесе (это особенно чувствуешь при многочисленных парковках) просто не отвечает представлению о легковом автомобиле. По обоим параметрам «семерку» не сравнить, скажем, с ВАЗ-2108, руль которого, кстати, по европейским меркам тоже не легкий.

Нервный ритм городского движения сказался и на «самочувствии» тормозов. Неожиданно быстро стала падать их эффективность — как оказалось, из-за быстрого износа передних колодок. Машина едва успела пробежать 20 тысяч километров, а толщина накладок достигла критической — пора заменять! В моей практике своеобразный рекорд, и поставить его, думаю, помогли не только ужесточившиеся условия, но и невысокое качество фрикционного материала. С огорчением убедился, что машина не утратила давнишней повадки: тормоза, впитавшие влагу, действуют рывками и издают «рычание», которое по мере износа накладок становится невыносимым.

Теперь о дефектах, которые не были упомянуты. Наиболее серьезный — замыкание одной из банок в югославском аккумуляторе «Трепча» — последовал в первый же месяц. В силу разных обстоятельств батареей пришлось пользоваться почти год, прежде чем заменил ее по гарантии. Как и бывало, быстро перегорели лампы стоп-сигнала. На одиннадцатой тысяче стрелка эконометра надежно закрепилась в зеленой зоне, перестав двигаться. На двадцать первой стал слышен стук гибкого вала спидометра. Дефекты, связанные с кузовом, немногочисленны: на двух дверях вывернулись винты крепления замков, весьма небрежно закреплены шумоизоляция и проводка под панелью приборов, неприятно щелкают ограничители дверей. Да еще у противосолнечного козырька отваливается петля всякий раз, когда пытаешься повернуть его в сторону, чтобы закрыться от солнца, бьющего сбоку.

Как видите, кроме аккумулятора, ни одного серьезного дефекта — такого, из-за которого пришлось бы стать на прикол. Все названные разделил бы на две группы. Чисто производственные — от извечного стремления выпихнуть изделие за ворота таким, каким оно удалось, не опасаясь конкуренции и покупательского гнева. Конструктивные недоработки — от бедности, из-за чего машину подвергают, прежде всего, изменениям, которые могут упростить технологию, снизить трудоемкость, себестоимость изготовления, но в последнюю очередь — тем, что направлены на повышение потребительских качеств.

К счастью, в доставшейся мне машине сумма недостатков оказалась достаточно мала в сравнении с достоинствами, решающее из которых — возможность пользоваться машиной ежедневно. Но раз так, зачем вопросительный знак в заголовке? Во-первых, для подстраховки: ведь двадцать тысяч пробега — в сущности, пустяк, серьезные дела впереди. А во-вторых, как знак надежды, что наступят времена, когда все проблемы, вплоть до самой малой, станут воспринимать всерьез.

ЗА РУЛЕМ 2/91









Запуск двигателя
Езда на автомобиле
Угол опережения зажигания
Уход за автомобилем
Правильное хранение
Техобслуживание
ВАЗ-2107 - авто без проблем ?
Если плохо тормозит
Перегрев двигателя
Впрыск на "классике"
Как проверить сцепление
Прицеп
О механических противоугонках
Об отечественных шинах
Об алюминиевых дисках
Переделанный кран отопителя
Опрокидыватель автомобиля
Интервью с техдиректором ВАЗа







   руководство по ремонту -
  -  своими руками