Руководство по ремонту и эксплуатации ВАЗ-2107



Эксплуатация     Двигатель      Транмиссия     Ходовая     Рулевое     Тормоза     Электрооборудование     Кузов
 
 

Впрыск — на «классике»




В начале прошлого года со сборочного конвейера ВАЗа начали сходить машины, оборудованные системами впрыска топлива.

Помимо новой Нивы ВАЗ-21214 и переднеприводных 2109 и 21099, такой чести удостоились и «старушки» ВАЗ-2104 и 2107. Оснащение впрыском для них, наверное, одно из самых серьезных изменений в конструкции, разработанной итальянскими инженерами еще тридцать лет назад... Об этих «нестареющих душой ветеранах» и пойдет речь на этот раз.

ОСОБЕННОСТИ

Заводские индексы впрысковых Лад — 21073 и 21044. Это обычные на вид машины, только у «четверки» панель приборов и передние сиденья — «седьмые».

Все новшества у автомобилей спрятаны внутри. Во-первых, это новый 1,7-литровый двигатель, уже знакомый нам по модернизированной Ниве. Во-вторых, «шестой» редуктор заднею моста с передаточным отношением 3,9 и пятиступенчатая коробка передач. Ну и, конечно, «гвоздь прмраммы» — совершенно новая система питания, разработанная ВАЗом совместно с концерном General Motors, а точнее, адаптированная инженерами ВАЗа к жигулевскому мотору. Все компоненты системы впрыска пока импортные и покупаются заводом на валюту.

Как же устроена эта заморская штука? Топливо в систему подается погруженным в бензобак электронасосом высокого давления. Пройдя через фильтр, бензин попадает в центральный агрегат. Называется он так потому, что форсунка у него одна и впрыскивает топливо в обычный впускной коллектор двигателя. Это, кстати, самая простая и дешевая система, которая позволяет максимально унифицировать впрысковую и карбюраторную версии мотора. (В отличие от распределенного или, как его иначе называют, многоточечного впрыска.)

Управляет объемом впрыскиваемого бензина и моментами впрыска и зажигания микропроцессорный блок — «мозги» системы. Сюда стекаются сигналы с многочисленных датчиков, непрерывно измеряющих скорость движения автомобиля, частоту вращения и положения коленчатого вала двигателя, температуру и т. д.

Уже понятно, что даже «простая» система центрального впрыска на порядок сложнее и дороже карбюратора. А если, не дай Бог, сломается, что тогда? При отказе самого микропроцессора, датчика положения коленвала или механики (бензонасоса, например, или форсунки) автомобиль, конечно, «умрет». Но в случае сбоя или отказа других компонентов, «мозги» переходят на аварийный режим работы, подменяя показания неисправного датчика неким средним, «зашитым» в микропроцессор значением отсутствующего параметра. Машина станет «тупой» и прожорливой, но до дома или до автосервиса дотянет.

При этом в комбинации приборов загорится контрольная лампа «check engine»: проверь двигатель! Сделать это можно и самому, воспользовавшись встроенной в блок управления диаг-

Электрические «потроха» новой системы питания полностью «съели» полезное пространство полки для мелких вещей

Из чужеродных вещей в моторном отсеке обращает на себя внимание лишь топливный фильтр

ностической системой. Достаточно вставить в разъем под панелью приборов специальную колодку-перемычку (ее в крайнем случае можно заменить куском проволоки), и лампа «промигает» один из 19 аварийных кодов.

Мы, конечно же, не удержались от соблазна проверить систему диагностики в действии и сымитировали обрыв, отсоединив один из низковольтных проводов от катушки зажигания. Вставили в разъем колодку, вооружились таблицей кодов и включили зажигание. Лампочка мигнула четыре раза и потом, после паузы, еще два. То есть как бы назвала цифру «42». Смотрим в таблицу. Все верно, код «42» обозначает неисправность системы зажигания. Восстанавливаем «статус-кво» и повторяем проверку. Теперь передан код «12» — «все в порядке».

Приятно, что автомобиль сам рассказывает о своих «болезнях», но лучше бы он это делал пореже.

ЗАПУСК

Естественно, что все начинается с запуска мотора. Но сначала — история, которую нам поведали вазовские испытатели.

Дело было в Сусумане Магаданской области во время северных испытаний в 1993 году. На дворе мороз —27 °С. То что нужно для «зачетного пуска»! Аккумулятор при таком зачетном пуске должен быть разряжен на 50 %. Но так получилось, что для впрысковой «четверки» специально подготовленной батареи не оказалось, а та, что стояла на машине, была едва живой. Но попробовать все же решили. Из-под капота вместо бодрого жужжания стартера донеслись жалкие вздохи — коленвал едва вращался, а стрелка контрольного вольтметра не дотягивала и до середины шкалы. И вдруг, через четыре секунды, движок весело «схватил» всеми цилиндрами и ровно заработал...

Удостовериться в правдивости этой истории мы не смогли, поскольку температура во время нашего теста «плавала» около нуля, и обе машины, как и ожидалось, запустились без проблем.

На слух впрысковый мотор ничем не отличается от обычного, а вот из багажника слышен отчетливый редкий стук бензонасоса, стихающий после прогрева. Кстати, рукоятки «подсоса» здесь, естественно, нет. (Прогревать двигатель нет необходимости, сразу можно трогаться).

В ДВИЖЕНИИ

Впрысковый движок приятно удивляет своей резвостью — сзади остаются даже полуторалитровые Самары. Если нажимать педаль газа плавно, то ускорение машины вполне адекватно желаниям водителя. Но если сразу наступить «в пол», то автомобиль сначала задумается на долю секунды, а уж потом сорвется во всю прыть.

BA3-21073 и ВАЗ-21044

Единственное внешнее различие —в новых декоративных табличках

Но это, пожалуй, единственная ложка дегтя, поскольку на фоне своих карбюраторных собратьев эти машины обладают и хорошей разгонной динамикой, и приличной эластичностью. Сбросив скорость до 50 км/ч, можно смело оставить включенной пятую передачу. Двигатель никак не протестует против полутора тысяч оборотов под нагрузкой, даже не вздрагивает.

Попробовали притормозить еще. Скорость 40 км/ч, пятая передача, обороты — чуть больше тысячи. Нажимаем на газ — и уж теперь весь кузов отзываете гулом и вибрацией, стихающими по достижении 50 км/ч. Но ни детонации двигателя, ни рывков в трансмиссии, как у карбюраторных машин, не было .

Обнаружили мы и некото рые необычные моменты. Например, когда автомобиль идет накатом с выключенной передачей или выжатым сцеплением, обороты двигателя «на всякий случай» держатся около полугора тысяч. А падают до положенных на холостом ходу девятисот только после полной остановки — за этим следит датчик скорости.

ВЕРДИКТ

Впрыск топлива пришелся «старушкам» впору. Конечно. за улучшение динамики, эластичности и пусковых качеств приходится платить, и немало — впрысковые машины сложнее и дороже своих карбюраторных собратьев. Ну, а на вопрос о надежности таких систем можно дать ответ только после длительных испытаний, причем в условиях нашего автосервиса.

А на очереди — знакомство с переднеприводными Самарами, оснащенными системой уже не центрального, а распределенного (многоточечного) впрыска. Об этом — в ближайших номерах Авторевю.

П. АБСОЛЮТОВ









Запуск двигателя
Езда на автомобиле
Угол опережения зажигания
Уход за автомобилем
Правильное хранение
Техобслуживание
ВАЗ-2107 - авто без проблем ?
Если плохо тормозит
Перегрев двигателя
Впрыск на "классике"
Как проверить сцепление
Прицеп
О механических противоугонках
Об отечественных шинах
Об алюминиевых дисках
Переделанный кран отопителя
Опрокидыватель автомобиля
Интервью с техдиректором ВАЗа







   руководство по ремонту -
  -  своими руками