Руководство по ремонту и эксплуатации ВАЗ-2107



Эксплуатация     Двигатель      Транмиссия     Ходовая     Рулевое     Тормоза     Электрооборудование     Кузов
 
 

Обслуживая рулевые шарниры




О том, что все узлы автомобиля, влияющие на безопасность движения, надо поддерживать в хорошем состоянии, знает каждый. Рулевые шарниры относятся именно к этой группе узлов, требующих повышенного внимания в эксплуатации. Об уходе за ними и несложных приспособлениях для их обслуживания на жигулях рассказывает автолюбитель из села Лиман Одесской области Д. ШУЛЬГА.

Рулевые шарниры надо проверять при каждом удобном случае, не дожидаясь, когда они стуком или чрезмерно большим люфтом рулевого колеса заявят об аварийном состоянии. Контрольные операции просты и не требуют каких-либо сложных инструментов.

Прежде всего осматривают резиновые защитные колпачки на каждом шарнире. На них не должно быть трещин, разрывов или отслоений резины от металлической окантовки. При сдавливании колпачка пальцами ниоткуда не должна выходить смазка. Иначе через это же место внутрь шарнира с тем же успехом будут проникать вода и грязь.

Шарниры с надежным уплотнением служат очень долго, практически весь ресурс автомобиля. Но если колпачки повреждены, то срок службы этих узлов катастрофически падает. Оставлять на месте негерметичный колпачок нельзя, так же как и пытаться кустарным способом залепить поврежденное место. Сошлюсь на свой опыт. Однажды, обнаружив на одном из грязезащитных колпачков отверстие, пробитое, очевидно, камнем, вылетевшим из-под колеса, я тщательно заклеил его медицинским пластырем. Такой ремонт показался мне вполне удовлетворительным. Но через год шарнир вышел из строя, в нем появился ощутимый люфт. Когда же я размотал пластырь и проверил наличие смазки под колпачком, вместо нее обнаружил только пыль ржаво-коричневого цвета. Результат — замена всей тяги вместо одного защитного колпачка.

Несколько слов о замене этих грязезащитных колпачков. Разумеется, как и всякую работу с тонкими резиновыми деталями, ее надо делать осторожно и аккуратно. Снять старый, поврежденный колпачок можно и при помощи небольшого молотка, слегка постукивая им снизу по металлической окантовке резины. Но я сделал для такого случая простой съемник из полоски 2-миллиметровой стали, согнув ее в усеченный конус, как показано на рис. 1. Потребность в таком съемнике может возникнуть не только при демонтаже негодных деталей, но и при разборке вполне кондиционного шарнира для проверки, чистки или пополнения смазки, о чем речь пойдет ниже.

Чтобы напрессовывать колпачки на корпуса шарниров, я сделал также специальное приспособление (рис. 2) — из отрезка трубы и точеного бойка по которому надо постукивать молотком.

Кроме грязезащитного колпачка у каждого шарнира проверяют осевое и радиальное перемещение корпуса относительно шарового пальца. Осевое должно быть в пределах 1 —1,5 мм (рис. 3). Определить его можно при помощи какого-нибудь рычага и опоры, упершись с нижней стороны в корпус шарнира и подавая его вверх. Такое нормальное перемещение говорит о том, что вкладыш не заклинен в корпусе и движется вместе с пальцем, сжимая пружину. Намертво заклиненный в гнезде вкладыш — признак неисправности, при которой наконечник рулевой тяги заменяют новым.

Отсутствие радиальных перемещений корпуса шарнира относительно пальца проверяют на ощупь при покачивании рулевого колеса из стороны в сторону. Если в шарнире ощущается свободный ход, его следует заменить.

Без специального инструмента разобрать соединение шарового пальца с поворотным рычагом или рулевой тягой очень непросто. Приходится прибегать к «варварскому» методу — делать какую-то подставку под тягу или рычаг возле шарнира и выколачивать из него палец. Сама по себе такая работа под машиной неудобна, а с молотком в руках есть риск повредить детали. Гораздо лучше демонтировать шарниры съемником, который л сделал самостоятельно из подручных материалов.

Идея такого съемника не нова, и здесь предложен лишь один из вариантов изготовления (рис. 4). Все детали достаточно просты, чтобы изготовить их в условиях, доступных автолюбителю. Самая сложная — нижний рычаг с опорной площадкой, которой съемник опирается на рулевую тягу. Эта площадка представляет собой вилку с тонкими концами. Их вставляют между тягой и защитным чехлом, и они должны быть достаточно прочными. Для своих условий мне показалось целесообразным воспользоваться частью обычного рожкового ключа с головкой «на 19», приваренной к стальной пластине. Материал ключа прочен, и его можно обработать до необходимого размера, как показано на рисунке. Та часть рычага, которой он прижимается к резиновому колпачку, по вполне понятным причинам не должна иметь острых краев и заусенцев.

Как установить съемник, показано на рис. 5. Порядок работ и при демонтаже шарниров таков. Сначала весь шарнир очищают от грязи. Чтобы не повредить защитный колпачок, лучше воспользоваться жесткой капроновой щеткой. Вытаскивают из пальца шплинт и отворачивают гайку. Вставляют между рулевой тягой и резиновым колпачком нижний рычаг приспособления с вилкой. Верхний рычаг надевают выемкой на торец шарового пальца и заворачивают болт, распирающий противоположные концы рычагов. Когда при заворачивании распорного болта почувствуется значительное усилие, можно слегка ударить молотком по боковой стороне гнезда, куда запрессована коническая часть шарового пальца. Обычно после этого он «выстреливает» из посадочного отверстия.

Сборка соединения проста. Отмстим лишь, что на будущее можно слегка смазать конус пальца графитовой смазкой — она облегчит демонтаж. Гайку на шаровом пальце надо затягивать динамометрическим ключом с моментом 6 кгс • м. Это номинальная величина. Минимальная же для этого соединения равна 5,1 кгс • м, а максимальная — 6,3 кгс • м. Если вырез под шплинт на гайке не совпал с отверстием в пальце, гайку можно довернуть на угол, меньший 60. Естественно, что после замены шаровых шарниров надо отрегулировать схождение колес.

На заводе шарниры заполняют смазкой ШРБ-4, и считается, что ее достаточно на весь срок службы узлов. Моей машине 11 лет. Когда я разобрал для профилактической проверки шарниры, то действительно смазка в них была, но в совершенно засохшем виде. Необходимость се замены или пополнения в процессе эксплуатации, особенно у старых машин, очевидна. Журнал уже писал об этом («За рулем», 1984, № 9). Задолго до этой публикации я сделал в заглушке каждого шарнира резьбовое отверстие Мб для пресс-масленки, которое в повседневной эксплуатации закрыто коротким (6 мм) винтом.

Практический совет, как просверлить отверстия и нарезать в них резьбу. Лучше пользоваться ручной дрелью. При выходе сверла вращать его надо медленно, чтобы стружки не попали внутрь шарнира. В процессе работы периодически убирают стружки, а сверло обтирают промасленной тряпкой. Кроме того, желательно простым контактированием с постоянным магнитом намагнитить сверло. Тогда все стружки будут прилипать в нему, и их легко собрать из отверстия.

Для нарезки резьбы используют метчики Мб М 1 и Ni 2. Их обильно покрывают смазкой ШРБ-4 и тоже намагничивают. При сверлении и нарезании шаровой палец должен стоять перпендикулярно-к тяге, иначе он будет мешать сверлу и метчикам. В некоторых тягах при нарезании резьбы заглушка проворачивается вместе с метчиком. Это, кстати, показатель неплотности в шарнире, через которую в него могут проникать вода и грязь. Корпус такого шарнира надо зажать в тиски, чтобы его края, где запрессована заглушка, слегка деформировались и сжали её.

Уже после переделки шарниров для смазывания порвался защитный колпачок, внутрь шарнира попала грязь, но смазка там осталась и дефект был скоро обнаружен. Благодаря дополнительному отверстию шарнир удалось основательно промыть, заполнить новой смазкой и, заменив чехол, оставить на машине. Дело это несложное. Струбциной сжимают палец и корпус шарнира, как при проверке осевого перемещения, до сжатия пружины и освобождения вкладыша. После этого при помощи шприца для заправки масла в коробку передач или подобного инструмента нагнетают через отверстие в заглушке керосин, дизельное топливо или иной растворитель до тех пор, пока из шарнира не перестанет поступать загрязненная смазка. После промывки шарнир продувают сжатым воздухом, освобождают от струбцины и заправляют свежей смазкой. Внутрь нового защитного колпачка се кладут немного. примерно на треть его объема.

Рис. 1. Приспособление для смятия грязезащитных колпачков с шарниров рулевых тяг.

Рис. 2. Приспособление для напрессовки грязезащитных колпачков на корпуса шарниров рулевых тяг: 1 — боек; 2 — оправка.

Рис. 3. Проверка осевого перемещения корпуса шарового шарнира относительно пальца: 1 — шаровой палец; 2 — гайка; 3 — рулевая тяга; 4 — грязезащитный колпачок; 5 — корпус шарнира; 6 — вкладыш; 7 — пружина; 8 — заглушка.

Рис. 4. Съемник для демонтажа шаровых шарниров: 1 — верхний рычаг; 2 — серьга (2 шт.); 3 — трубка (2 шт.); 4 — нижний рычаг; 5 — распорный болт М16Х65; 6 — стяжной болт M8XS5 (2 шт.); 7 — гайка М8 (2 шт.); 8 — часть ключа «на 19», приваренная к нижнему рычагу. Рис. 5. Установка съемника для демонтажа шарниров а рабочее положение.









Рулевое управление
Шаровые шарниры и тяги
Об обслуживании рулевых шарниров
Поломки рулевого управления
Зазор в подшипниках рулевого червяка
Зазор ролика с рулевым червяком
Рулевой механизм
Перебрка картера рулевого механизма
Ремонт рулевого механизма
Переборка рулевого вала
Кронштейн маятникого рыгага






   руководство по ремонту -
  -  своими руками